Не СТОППФ, но...
Apr. 12th, 2016 04:21 pmhttps://lenta.ru/articles/2016/03/12/teenagers/
У советской власти в 1950-е годы была возможность арестовывать молодых людей и девушек, достигших 16-летнего возраста, по статье 58 («контрреволюционная деятельность» — прим. «Ленты.ру»). Всего известно около 40 подпольных групп, основанных подростками (до 16 лет включительно), чьи дела были доведены до суда.
Вот пример одного из таких преступлений: 16 февраля 1955 года в литовском городе Каунасе над костелом было замечено «националистическое знамя». В переводе с советского новояза — флаг «буржуазной», то есть досоветской, Литвы. Кроме флага, около костела нашли две таблички с надписью «заминировано». Флаг спешно сняли, саперы мин не обнаружили. Было возбуждено уголовное дело, началось следствие, в ходе которого арестовали группу молодых людей. Затем выяснилось, что подростки действовали не сами по себе — у них была организация «Железный волк». Название сразу же привлекло внимание следователя, потому что так же (Geležinis vilkas) называлась одна из организаций «лесных братьев» (неофициальное наименование вооруженных националистических групп, действовавших в 1940-е — 1950-е годы на территории прибалтийских республик СССР и выступавших против советской власти — прим. «Ленты.ру»).
Необходимо отметить, что ВЫВЕШИВАНИЕ ФЛАГОВ досоветских республик ДЛЯ ПРИБАЛТИКИ — ТРАДИЦИОННЫЙ СПОСОБ ПРОТЕСТА. Эти молодые люди, которым на момент ареста было 17-18 лет, как показало следствие, уже в 1952 году водружали литовский флаг на кладбище. На допросах выяснилось, что юноши имели оружие (пистолет вальтер и малокалиберную винтовку монте-кристо), где-то выкрали типографский шрифт и собирались угнать грузовик, чтобы протаранить трибуну на одной из демонстраций.
Казалось бы, все серьезно, но если мы начнем исследовать фрагменты допросов, которые цитируются в надзорном производстве, то увидим совершенно замечательные вещи. Подростки в своей деятельности брали пример с героев «Молодой гвардии» Александра Фадеева. Вот цитата из романа: «Народ со всех концов города стекался смотреть на флаги… У зданий и пропускных будок собирались целые толпы. Жандармы и полицейские сбились с ног, разгоняя народ, но никто из них не решался снять флаги: у подножия каждого флага прикреплён был кусок белой материи с черной надписью: "Заминировано"».
Вооруженные этой информацией, начинаем внимательно читать протоколы. Мальчик, лидер группы, у которого было при обыске изъято то самое малокалиберное ружье монте-кристо, рассказывает, что «читал также и советскую литературу», имея в виду, что на него повлияла не только литовская (эмигрантская, досоветская, может быть, подпольная) агитация, но и советские книги. Говоря о круге своего чтения, он называет романы «Разгром» и «Молодая гвардия» Фадеева.
Образы романа Фадеева вдохновляли на подпольную борьбу молодежь по всему Советскому Союзу. Удивительно, что даже прибалтийские юноши и девушки, воспринимавшие советскую власть как оккупационную, используют в качестве учебника абсолютно классический советский текст.
Ни в коем случае не хочется сводить все до уровня исключительно ролевой игры и подвергать сомнениям политические переживания подростков, будь то националистические, народно-освободительные или наивно-социалистические, альтернативные советскому марксизму. Безусловно, они видели те же проблемы, что и взрослые оппозиционеры, — оккупацию, бедность страны, привилегии номенклатуры.
Возвращаясь к делу «Железного волка» в Каунасе, следует отметить, что дальнейшие допросы молодого человека показывают нам ряд очень важных моментов в поведении подростков, которые исключаются исследователями при анализе их действий. Например, юноша описывает, что они хотели угнать грузовик: «Мы с приятелем ждали нашего третьего товарища, который должен был угнать машину. Но не дождались его и пошли на танцы». Обратите внимание: революционная борьба, теракт на демонстрации и танцы находятся в одном ценностном ряду. Когда его спрашивают: «А зачем вам было оружие?», подросток отвечает: «Я любил оружие, потому что оно мне с детства нравится». То есть обладание оружием является признаком гипертрофированной маскулинности.

