*Весь текст полностью принадлежит автору.
В «Юридической психологии» В.Л. Васильева есть следующее: «Система образования у нас до последнего времени — это в основном школа творческого «выхолащивания». Человек, прошедший ее от начала и до конца (детский сад, школа, училище, вуз), способен, как правило, только исполнять. Продукт этой системы, сознательный человек, на практике — просто послушный исполнитель. Цикл телепередач под общим названием «Контрольная для взрослых» (1987) очень тактично показал нам результат школьного воспитания — человека неискреннего, прячущегося в свою скорлупу, конформиста, в первую очередь готового исполнять, а не искать».
К сожалению, это справедливо не только в отношении не только школы, но и семьи. Разница в том, что в школе используются приёмы для массовой обработки, а индивидуальные – только для наиболее упорных, желающих сохранить свою индивидуальность. А в семье сами условия способствуют прицельной обработке сознания детей, хотя эти приёмы уже давно стали массовыми. Но массовость их обусловлена просто наличием множества семей, предназначены они не для толпы, а для конкретных людей. Хотя родители из разных семей нередко делятся опытом на тему психологической обработки детей. Но в формировании именно такого человека, как в приводимой цитате, семья и школа едины - при всё своём противостоянии, отчасти искусственно раздуваемом в СМИ, имеющим самое отдалённое отношение к психологии и педагогике и самое смутное представление о таковых. Потому что в целом и в семье, и в школе господствуют, прежде всего, взрослые люди, имеющие - перед детьми - подавляющий социальный опыт (хотя он и односторонний – направленный именно на подавление) и небывалый административный ресурс (больше, чем между начальником и подчинёнными, когда взрослые руководят взрослыми). И в таких условиях взрослые люди могут наказывать детей просто за несогласие. Взрослые всегда уверены в своей безнаказанности перед детьми, и об этом подробнее ниже будет сказано очень много, в том числе о причинах такой их уверенности.
Родители всегда возмущаются, если их дети начинают верить кому-то из взрослых на стороне больше, чем им, но не делают из этого иных выводов, кроме как – максимально ограничить общение с другими взрослыми и представить взрослых – не родителей – в глазах детей как можно более отталкивающе.
Пересмотру подлежит поведение родителей, а не детей.